ФБУ «Ростест-Москва»: ТОЧНОСТЬ ВО ВСЕМ! Интервью с генеральным директором ФБУ «Ростест-Москва» Виталием Николаевичем Басом 2697
Нет такой сферы деятельности человека, где важную, а то и решающую роль не играли бы измерения. Единство и достоверность измерений в огромных масштабах нашей страны – от Калининграда до Камчатки – обеспечивает метрологическая деятельность Росстандарта.
Одно из ведущих учреждений практической метрологии России – ФБУ «Ростест-Москва». Однако не менее известна эта организация как авторитетный испытательный центр. Об этом направлении деятельности корреспондент журнала "Московские торги" беседует с генеральным директором ФБУ «Ростест-Москва» Виталием Николаевичем Басом.
– Виталий Николаевич, что все таки первично в деятельности ФБУ «Ростест Москва» – метрология или испытания?
– Полное наименование ФБУ «РостестМосква» – Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Москве». «За скобками» приведенных в названии основных направлений деятельности осталось не менее важное – сертификация. Стандартизация, метрология, испытания и сертификация – это четыре пазла, из которых, собственно, и складывается системная деятельность по качеству.
С некоторой долей упрощения можно сказать, что испытания представляют собой определенную последовательность измерений. Чем точнее эти измерения, тем достовернее результаты испытаний. Именно сильная метрологическая база, наши измерительные возможности стали той основой, на которой вырос испытательный центр.
Испытаниями в целях подтверждения безопасности продукции (промышленной и пищевой) мы занимаемся достаточно давно. А вот испытаниями по параметрам качества начали заниматься относительно недавно, когда стал формироваться устойчивый спрос на информацию о качественных характеристиках продукции.
Качество всегда стоит денег. Отсюда «золотое» правило потребителя: выбирай товар по оптимальному соотношению цены и качества. Но на этих «весах» потребителю известна лишь одна переменная – цена. Оценить же, насколько достоверны параметры качества, заявляемые производителем, можно лишь в результате компетентных испытаний. Вот и получается, что потребители все больше ориентируются на качество, готовы платить за него, но для принятия взвешенного решения им нужна «информация для размышления» – объективная информация о качестве продукта, которую могут дать только испытания. В первую очередь на повестку дня встал такой параметр качества, как ресурс бытовой техники. Это был период, когда потребителей главным образом интересовало, насколько надежно приобретаемое ими оборудование, как долго оно прослужит. Мы освоили испытания бытовой техники с воспроизведением ее полного жизненного цикла, по результатам которых можем с абсолютной достоверностью сказать не только, сколько прослужит, скажем, стиральная машина, но и когда (на каком году эксплуатации) «полетят» те или иные узлы и детали.
Со временем потребителя стал волновать не только ресурс, но и функциональные характеристики: насколько та или иная стиральная машина справляется со своим предназначением – хорошо ли отстирывает белье и не рвет ли его при этом. Надежно ли холодильник держит холод и т.д. Это побудило нас форсированно осваивать ресурсные и функциональные испытания бытовой техники. Сегодня в этой области мы обладаем достаточными и признанными в профессиональном сообществе компетенциями. У нас испытывается техника самых громких брендов. Ведущие мировые производители совершенствуют свою продукцию по результатам наших тестов, прислушиваются к рекомендациям наших специалистов. На наших исследованиях основываются публикации европейских институтов информации для потребителя.
После вступления в силу в ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» Правительством РФ был разработан комплекс мероприятий, направленных на реализацию задач в области энергоэффективности, в числе которых было создание энергоэффективной продукции, а также информирование потребителя о классе ее энергоэффективности. И здесь РостестМосква не мог остаться в стороне.
На данном этапе работа по созданию лаборатории по испытаниям энергопотребляющей продукции по параметрам энергоэффективности уже близка к завершению. Подтверждение нашими испытаниями той информации, которую производитель заявляет в энергетической этикетке (класс энергоэффективности и др.), предоставит потребителям возможность выбирать оборудование с учетом затрат на электроэнергию в процессе его эксплуатации. В оснащении новой лаборатории ультрасовременным оборудованием приняли участие проект Минобрнауки России/ПРООН/ГЭФ «Стандарты и маркировка для продвижения энергоэффективности в Российской Федерации» и проект ПРООН/ГЭФ/Минэнерго России «Преобразование рынка для продвижения энергоэффективного освещения в России».
Сегодня мы уже делимся опытом с начинающими эту работу коллегами. Так, на днях в Ростест-Москва проведены практические занятия в рамках проекта по подготовке молодых специалистов в области энергетической экспертизы, осуществляемого Программой развития ООН (ПРООН), UNESCO и Международным Центром Устойчивого Энергетического Развития (МЦУЭР). Специалисты из 18 стран осмотрели лаборатории, ознакомились с техническими и эксплуатационными параметрами испытательного оборудования, организацией испытательного процесса, квалификационными требованиями к персоналу.
Испытатели поделились с обучающимися проблемами, с которыми сталкивались в процессе создания лаборатории, рассказали, как находили их решения.
– Как потребители информируются о том, что качество той или иной продук ции подтверждено испытаниями Ростест Москва? И насколько производители за интересованы в такой процедуре?
– Производители энегопотребляющей продукции обязаны оснащать свои изделия энергетической этикеткой. Это своего рода визитная карточка товара в части его энергоэффективности, в которой в стандартизированной форме должна быть представлена информация, необходимая и достаточная для того, чтобы потребитель мог принять осмысленное решение о совершении покупки. Пока производители не обязаны подтверждать сообщаемую в этикетке информацию независимыми испытаниями. Но многие идут на это в добровольном инициативном порядке, зная, что этикетка, подтвержденная сертификатом Ростест-Москва, вызывает большее доверие потребителей, а также предоставляет реальные дополнительные маркетинговые возможности для рыночного продвижения продукции. К слову, мы только что закончили испытания холодильников LG новой модификации, подтвердившие их лучшую энергоэффективность по сравнению с моделями предыдущего поколения. Производителю предоставлено право использовать этот факт со ссылкой на Ростест-Москва в информационно-рекламной кампании, в маркировке холодильника.
Ну, а если говорить в более широком контексте, то Росстандарт последовательно проводит политику, ориентирующую производителей на качество. Возможности для этого предоставляет Закон о стандартизации, вступивший этим летом в силу. К концу года будет создана Национальная система сертификации. Эффективная система подтверждения соответствия, основанная на проведении всех необходимых испытаний, поможет сформировать действенные механизмы предотвращения допуска на рынок контрафактной и фальсифицированной продукции.
– Как уже было сказано, ФБУ «Ростест Москва» уделяет большое внимание информированию потребителей. Справедливости ради стоит отметить, что именно ваша организация задала импульс развитию известных телевизионных программ, в которых покупателей ориентируют, как разобраться в большом разнообразии той или иной продукции. Какое продолжение получает информационная политика на данном этапе?
– Информационная политика нашей организации носит открытый характер и предполагает широкое распространение важнейшей в социальном контексте информации о результатах нашей деятельности. На нашем сайте мы размещаем тематические публикации по испытаниям различных видов продукции, совместно с Академией проблем качества выпускаем печатные сборники этих публикаций. Почти миллион человек в год посещает официальный сайт ФБУ «Ростест-Москва». Сотрудники информационной службы ежегодно оперативно отвечают на тысячи вопросов, поступающих по телефону и электронной почте. На интервью и консультациях наших специалистов ежегодно основываются около 250 телеи- радиосюжетов, публикаций в печатных и интернет-изданиях. «Ростест-Москва» на системной основе сотрудничает с популярными телепроектами – «Контрольная закупка», «НашПотребНадзор»,«Доверяй, но проверяй» и другими. Мы проводим испытания и экспертизы контрольных закупок продукции для обществ потребителей.
Потребительская культура – важный фактор формирования цивилизованного рынка.
Взыскательный, грамотный спрос, когда покупатели выбирают не сердцем, как призывает реклама, а руководствуясь рассудком, техническими категориями, сравнительной информацией, понуждает товаропроизводителей вкладываться не в лукавую рекламу, а в реальное обеспечение качества продукции.
Источник: ФБУ "Ростест-Москва"
Количество показов:пїЅ2697